Когда появился первый автобус?
Первыми автобусами были восьмиместные повозки под названием как carrossese cinq sols. Их движение началось в Париже в 1662 году по королевскому разрешению благодаря то-вариществу, созданному философом и ученым Блейзом Паскалем и его другом, принцем Руанским, обеспечившим финансирование предприятия. Новое транспортное средство курсировало между городами Порт-де-Сент-Антуан и Порт-де-Люксембург 18 марта 1662 года: четыре повозки в одну сторону и три - в другую с 7-8-минутным интервалом. Оплата составляла 5 су за весь маршрут или его часть, однако позже была введена зональная оплата. Идея городской транспортной системы была принята населением с энтузиазмом (за исключением солдат и крестьян, которым было запрещено пользоваться ею). Аристократы оставляли свои кареты на конечных станциях и садились в повозки вместе с представителями низших классов — лишь затем, чтобы испытать нечто новое. Даже сам король поддался повсеместной моде и стал первым из очень немногих коронованных особ, путешествовавших когда-либо в автобусе. Пятого июля были открыты еще четыре маршрута, однако увлечение новым видом транспорта начало проходить, аристократия вернулась к традиционному способу передвижения, а мещане предпочитали ходить пешком из финансовых соображений. Когда в августе умер Паскаль, carrosses ездили уже наполовину пустыми. Тем не менее предприятие функционировало еще 20 лет, пока не умер принц Руанский. Автобусы вернулись в Париж (до тех пор не известные в других городах) в 1819 году, когда Жак Лафит привел в действие целую флотилию экипажей, которые вмещали 16—18 пассажиров. Слово «омнибус» придумал Стакислас Бодры, владелец бани с горячей водой в предместье Нанта, который ввел для своих клиентов специальный экипаж из центра города. Заметив, что этим транспортом пользуются другие жители предместья, он решил расширить свою деятельность и искал слово, которое придало бы ему общественное звучание. Остановка в центре города была расположена недалеко от магазина М. Омнеса, который рекламировал себя девизом Omnes omnibus (omnes — всем), и Бодры «одолжил» его для себя.
История поездов.
История поездов напрямую связана с историей рельсовых дорог и локомотивов. Первые поезда появились в Европе на рубеже XVII—XVIII вв. и представляли собой вагонетку, приводимую в движение лошадью. Существовали такие дороги и в России. Так в 1842 году, при изысканиях трассы для будущей железной дороги Санкт-Петербург — Москва, были обнаружены элементы «полосовой» деревянной железной дороги, проложенной по указу Петра I в начале XVIII века. В 1806 году под руководством инженера Петра Фролова была разработана, а в 1809 году сдана в эксплуатацию Змеиногорская железная дорога. Поезда на ней состояли уже из 3-4 вагонеток, соединённых железными кольцами.
В 1804 году английский изобретатель Тревитик создаёт первый паровоз, который использовался только как аттракцион для развлечения публики. Для этого к паровозу прицепили пассажирский вагон, создав таким образом первый поезд с локомотивной тягой. Первый грузовой поезд с локомотивной тягой появился в 1820 году в Англии и использовался для транспортировки угля от шахты Хэттон до Сандерленда. 27 сентября 1825 года на открытии первой общественной железной дороги Стоктон—Дарлингтон локомотив «Локомоушн» провёл первый магистральный грузовой поезд массой 80 тонн. 15 сентября 1830 года на открытии магистрали Ливерпуль — Манчестер был проведён первый магистральный пассажирский поезд, в составе которого находился и вагон загруженный почтой — первый в мире почтовый вагон [6].
В России первый поезд с локомотивной тягой был пущен на Нижнетагильском металлургическом комбинате в 1834 году. Он приводился в движение паровозом, который построили Ефим Александрович и Мирон Ефимович Черепановы. 30 октября (11 ноября) 1837 года была открыта Царскосельская железная дорога. Пассажирские поезда на ней состояли из вагонов 4-х классов: кареты («дилижансы») с отделениями I-го класса, кареты с отделениями II-го класса, открытые повозки с крышей («шарабаны») и открытые повозки без крыши («ваггоны»). Средняя скорость поездов составляла 32,8 км/ч, а к концу 1860-х возросла до 42,7 км/ч, интервал между поездами составлял 3-4 часа. 1 ноября 1851 года было открыто движение на магистрали Санкт-Петербург — Москва. Средние скорости пассажирских и грузовых поездов составляли 32 и 16 км/ч соответственно, также курсировал почтовый поезд со средней скоростью 37 км/ч. Пассажирские вагоны подразделялись на следующие типы: I и II классов — спальные и обыкновенные; III класса — обыкновенные и служебные. Грузовые вагоны были четырёхосными (на двух двухосных тележках) и имели грузоподъёмность не больше 10 тонн. Для тяги пассажирских поездов использовались паровозы типа 2-2-0[8] массой около 30 тонн, для товарных — типа 0-3-0 массой 30 тонн. Для организации перевозок на дороге впервые был применён график движения поездов.
|